may9.jpg

Агитация

1. Вопрос: Когда начинается агитационный период?

Ответ: Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 46 настоящего Кодекса, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанной части. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

2. Вопрос: Где можно и где запрещено размещать печатные агитационные материалы?

Ответ: - Агитационные материалы могут быть размещены на специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, выделенных органами местного самоуправления.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением запрещенных мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

3. Вопрос: С какого возраста разрешается распространять агитационные материалы?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Таким образом, распространение агитационных материалов разрешено лицам, достигшим 18 лет.

Голосование

1. Вопрос: В единый день голосования выезжаю в другой район республики. Как я смогу проголосовать за депутатов муниципального совета?

Ответ:

При проведении выборов депутатов в органы местного самоуправления избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

2. Вопрос: По состоянию здоровья я не могу прийти проголосовать в помещение для голосования, что мне делать?

Ответ: Вам следует обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Вы можете передать письменное заявление лично или через любое лицо, а также передать устное сообщение по телефону участковой избирательной комиссии или через иное лицо. Таким лицом может быть Ваш родственник, знакомый, сосед, работник социальных служб и т.п. Такое заявление может быть подано в течение 10 дней до голосования и не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. После этого Вам необходимо находиться в день голосования дома с паспортом и ждать прибытия членов УИК с переносным ящиком для голосования.

3. Вопрос: Если избиратель с 7-00 до 21-00 работает и не имеет возможности покинуть место работы (в день выборов), что ему делать, как реализовать свое право?

Ответ: Возможность выезда членов избирательной комиссии к избирателю предусмотрена лишь для случаев, когда гражданин по состоянию здоровья или инвалидности не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Согласно части 2 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» режим трудовой или учебной деятельности является уважительной причиной для того, чтобы комиссия предоставила избирателю возможность проголосовать досрочно (только на выборах депутатов в органы местного самоуправления). Для этого необходимо обратиться с заявлением в соответствующую избирательную комиссию. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства, а также причина досрочного голосования.

4. Вопрос: Могу ли я проголосовать за жену или пожилых родителей?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Указанные действия могут быть квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное в статье 5.22
КоАП РФ.

5. Вопрос: Какие документы нужны для того, чтобы получить избирательный бюллетень и проголосовать?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к документам, заменяющим паспорт гражданина относятся:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

6. Вопрос: Избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня. Как быть в этой ситуации?

Ответ: Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает члена избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе списка избирателей «Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свою фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

7. Вопрос: Могу ли я забрать избирательный бюллетень?

Ответ: Действующим законодательством о выборах определено предназначение избирательного бюллетеня, а также последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем при его получении. Использование избирательного бюллетеня в иных, не предусмотренных избирательным законодательством целях (вынос, порча, передача третьему лицу и т.д.), рассматривается правоохранительными органами в рамках их полномочий. Вынос из помещения участковой избирательной комиссии в день голосования избирательного бюллетеня, полученного для голосования, может повлечь привлечение к ответственности в рамках уголовного законодательства.

8. Вопрос: Я случайно испортил бюллетень. Могу ли я попросить выдать мне новый бюллетень, сдав членам избиркома испорченный?

Ответ: Да, конечно. Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня он допустил ошибку, то он вправе обратиться к члену УИК с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного, Член УИК выдаёт новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке напротив фамилии избирателя и расписывается. Такая процедура возможна в случае, если избиратель ещё не опустил испорченный (с ошибкой) бюллетень в ящик для голосования. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается членом участковой избирательной комиссии.

Статус кандидата

1. Вопрос: Желаю выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Совета муниципального района. Что для этого мне нужно сделать?

Ответ: Прежде всего необходимо определить дату официального опубликования решения о назначении выборов в соответствующий Совет муниципального района. Затем, не позднее чем через 20 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Вам необходимо обратиться в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, с заявлением о согласии баллотироваться и с документами, необходимыми для выдвижения и регистрации.

Для соблюдения требований законодательства по выдвижению и успешной регистрации в качестве кандидата Вам необходимо ознакомиться с Кодексом о выборах Республики Башкортостан.

2. Вопрос: Может ли кандидат в депутаты быть членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса?

Ответ: Да, может. Пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона
от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены категории лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом совещательного голоса. Кандидаты в депутаты не отнесены к данной категории.

3. Вопрос: Может ли кандидат в депутаты быть наблюдателем?

Ответ: Да, может. Категории лиц, которые не имеют право быть наблюдателями, установлены в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидаты в депутаты не отнесены к данной категории.

4. Вопрос: С какого момента кандидат считается выдвинутым?

Ответ: Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

5. Вопрос: Мой родственник выдвигается кандидатом в депутаты районного Совета. Какие ограничения установлены законодательством для кандидата?

Ответ: Статьей 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрены ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидата. Например, кандидат, занимающий муниципальную должность, не может обязать работников прийти на его предвыборную встречу или во время рабочего совещания агитировать своих подчиненных голосовать за себя.

Запреты, связанные с проведением предвыборной агитации, установлены статьями 48, 54, 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Один из самых строгих запретов - подкуп избирателей. Запрещается вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Списки избирателей

1. Вопрос: Могу ли я, как избиратель, ознакомиться со списком избирателей?

Ответ: Да, можете. В соответствии с пунктом 15 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая избирательная комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

2. Вопрос: Я пришел голосовать на участок, но в списках избирателей меня нет. Как мне быть?

Ответ: Вам следует написать заявление о включении Вас в список избирателей. На основании Вашего паспорта или документа, заменяющего паспорт, подтверждающих Ваше место жительства в пределах вашего избирательного участка, Вы будете включены в список избирателей.

3. Вопрос: Как мне узнать адрес моего избирательного участка?

Ответ: Вы можете узнать эту информацию в территориальной избирательной комиссии, сообщив свой адрес места жительства.

Также соответствующую информацию Вы можете получить с помощью поисковой системы «Цифровые сервисы» на официальном
сайте Центральной избирательной комиссии Республики
Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(http://www.cikrf.ru/services/lk_address/), указав адрес места жительства.

Избирательная комиссия

1. Вопрос: В какие сроки и каким образом избирательные комиссии (территориальные, муниципальные, участковые) должны рассматривать обращения избирателей, участников референдума?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

2. Вопрос: Как стать членом участковой избирательной комиссии?

Ответ: Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется на основе предложений парламентских партий (т.е. партий, прошедших в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации), политических партий, которые представлены в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан, политических партий и общественных объединений, представленных в представительном органе муниципального образования, предложений других политических партий, иных общественных объединений, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Вы можете обратиться в один из вышеперечисленных субъектов выдвижения с просьбой предложить Вашу кандидатуру в состав участковой комиссии в объявленный срок приема предложений по формированию участковой избирательной комиссии.

Наиболее полная информация представлена в разделе «Формирование участковых комиссий» на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Вопрос: Хочу попросить кандидатов отремонтировать дороги, можно ли обратится к ним через избирательные комиссии?

Ответ: Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Избирательным законодательством не предусмотрены полномочия избирательных комиссий по передаче просьб и обращений избирателей кандидатам в депутаты.

Иностранные граждане

1. Вопрос: Имеют ли право граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?

Ответ: В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане России.

По данным ЦИК России, в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации граждане Туркменистана, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Беларусь имеют право голосовать на выборах глав муниципальных образований и на выборах в представительные органы муниципальных образований, а граждане Республики Армения – голосовать на местном референдуме, при условии, что они имеют вид на жительство и зарегистрированы по месту жительства в пределах избирательного округа, округа референдума.

QR-код

1. Вопрос: СМИ указывают, что на выборах применяются QR-коды. Что это такое и для чего это нужно?

Ответ: QR-код (англ. quick response – быстрый отклик) – это усовершенствованная (двумерная) версия штрих кода (бар-код), предоставляющая информацию для быстрого ее распознавания, в том числе с помощью камеры на мобильном телефоне.

QR-коды размещаются на протоколах об итогах голосования, защищают данные протоколы, автоматизируют составление протокола участковой комиссии об итогах голосования и обеспечивают ускоренный и безошибочный ввод протокола в ГАС «Выборы».

Гласность

1. Вопрос: Что можно, а что нельзя фотографировать на избирательном участке в день голосования?

Ответ: В соответствии с нормами избирательного законодательства и разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представители средств массовой информации и наблюдатели, присутствующие на избирательном участке в день голосования могут вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах, и соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.

При осуществлении фото- и видеосъемки должны соблюдаться следующие требования:

- фото- и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна производиться с места, определенного председателем участковой комиссии;

- до проведения фото- и (или) видеосъемки необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии;

- изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана);

- запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета;

- при проведении фото- и видеосъемки работы членов участковой комиссии со списком избирателей должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержаться в списке избирателей.

2. Вопрос: Может ли кандидат проводить видеосъемку в помещении для голосования?

Ответ: Нет, не может. В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии, наделены наблюдатели, а также аккредитованные представители средств массовой информации. Осуществление фото- и (или) видеосъемки иными участниками избирательного процесса законодательством о выборах не предусмотрено.

3. Вопрос: Как стать наблюдателем?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов.

Также, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля
2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Федерального закона полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.

Согласно пункту 7.1 Федерального закона политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом.

Вопросы, касающиеся общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Вопрос: На какую дату назначено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года №188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» общероссийское голосование было назначено на 22 апреля 2020 года.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой дата проведения общероссийского голосования была перенесена. Таким образом, дата проведения голосования будет определена соответствующим указом Президента Российской Федерации.

2. Вопрос: Какой вопрос вынесен на общероссийское голосование?

Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года №188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на общероссийское голосование вынесен вопрос:

"Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?".

3. Вопрос: Как регулируется порядок общероссийского голосования?

Ответ: Распоряжением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2020 года №32-рп «Об организации подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» полномочия по проведению общероссийского голосования возложены на ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии. ЦИК России 20 марта 2020 года приняла постановление № 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», с полным текстом которого можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК России и ЦИК Республики Башкортостан в разделе «Конституция 2020.РФ».

4. Вопрос: Как обеспечивается гласность при проведении общероссийского голосования?

Ответ: При проведении общероссийского голосования в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов и наблюдатели, а также аккредитованные представители средств массовой информации. Порядок назначения наблюдателей определен решением совета Общественной палаты Российской Федерации от 23 марта 2020 года № 29-С. С положением можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Российской Федерации

5. Вопрос: Кто может выдвигать кандидатуры для назначения наблюдателями?

Ответ: Правом внесения в Общественную палату Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями за общероссийским голосованием обладают: общественные объединения, в том числе политические партии, профессиональные союзы, творческие союзы, объединения работодателей и их ассоциаций, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп. Для назначения наблюдателями могут быть предложены кандидатуры граждан Российской Федерации, достигших на день проведения общероссийского голосования восемнадцатилетнего возраста, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения общероссийского голосования восемнадцатилетнего возраста, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вправе самостоятельно внести в Общественную палату или общественную палату субъекта Российской Федерации предложение о назначении своей кандидатуры наблюдателем за общероссийским голосованием. При этом в Общественную палату гражданин Российской Федерации может внести предложение о назначении своей кандидатуры наблюдателем за общероссийским голосованием независимо от своего постоянного места жительства. В этом случае Общественная палата может принять решение о назначении данной кандидатуры наблюдателем самостоятельно либо направить предложение о рассмотрении указанной кандидатуры в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации. Предложение в общественную палату субъекта Российской Федерации могут внести граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

6. Вопрос: Какими правами обладает наблюдатель?

Ответ: Наблюдатели вправе:

знакомиться со списком участников общероссийского голосования, реестром обращений о голосовании вне помещения для голосования, актом о проведении голосования вне помещения для голосования, актами о проведении голосования до дня голосования, получать копии указанных актов;

находиться в помещении для голосования в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования; находиться в помещении территориальной

или иной комиссии при установлении ею итогов голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней для общероссийского голосования

(далее – бюллетени для голосования) участникам голосования;

наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников голосования, подсчетом бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, погашенных бюллетеней для голосования;

наблюдать за подсчетом голосов участников голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок участников голосования;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования при подсчете голосов участников голосования;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в день голосования, при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования;

обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколом соответствующей комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанного протокола;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества;

присутствовать при составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»;

производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

7. Вопрос: Каким образом может производиться фото - и (или) видеосъемка?

Ответ: Фото - и (или) видеосъемка в помещении для голосования должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением участников голосования. Изображение участника голосования не должно занимать большую часть кадра (экрана). Запрещается вести фото - и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для бюллетеней для голосования, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней для голосования до начала подсчета голосов. При осуществлении фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования должны соблюдаться положения статьи 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, регулирующие распространение информации. Фото - и (или) видеосъемка работы членов комиссии со списком участников голосования должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.


Общероссийское голосование 2020 Выборы 2020